Обучение аранжировке - часто задаваемые вопросы

За последние несколько лет количество поисковых запросов на "уроки аранжировки" и "как научиться писать аранжировки в Cubase" возросло в разы! Увеличение спроса, как известно, рождает увеличение предложений.
Сегодня в этой статье я решила ответить на часть наиболее часто задаваемых вопросов по теме.
    В настоящий момент, особенно в больших городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и прочие только ленивый владелец студии звукозаписи или репетиционной базы не включает в перечень услуг уроки аранжировки! В этой связи хотелось бы дать некоторые разъяснения о конечном продукте такого обучения.
 
- Сколько стоит обучение аранжировке, и что в себя включает?
- Стоимость курсов аранжировки, если такие курсы проходят на профессиональной студии звукозаписи, чаще всего включает в себя заложенные часы аренды студии и оплату человек-часов преподавателя (аранжировщика). Если обучение предполагает присвоение новой профессиональной квалификации (курсы повышения квалификации длительностью несколько месяцев или 1-2-годичные курсы профессиональной переподготовки), речь идёт о лицензии на образовательную деятельность и аккредитацию учебного заведения, которые тоже отразятся на цене обучения. Средние значения цен можно найти в тех же самых поисковиках, в среднем по рынку вилка цен может варьироваться вокруг 150-200 евро в месяц. 
    Вопрос соотношения цены и качества вытекает из первой части ответа на вопрос: что включает в себя программа обучения. Даже при наличии образовательного стандарта, обучение аранжировке в разных учебных заведениях и на студиях очень отличается по программе. Если говорить об обучении «с нуля», то необходимо затрагивать аспекты элементарной теории музыки, основы гармонии, полифонии и анализа музыкальной формы, что по сути перекликается, но напрямую не является предметной областью собственно аранжировки как дисциплины. Поэтому, говоря о собственно аранжировке, в первую очередь, имеются основы музыкальной фразировки, оркестровки, знание тембров живых и синтезированных инструментов, анализ музыкальной формы, практика работы в музыкальных редакторах (наиболее популярные Steinberg Cubase, Logic Pro, ProTools, иногда сюда ещё добавляют Cakewalk Sonar и Ableton Live, у большинства начинающих диджеев пользуется популярностью Fruity Loops и Studio One, в итоге все потом переучиваются на ProTools и Logic Pro), знание инструментов и эффектов General MIDI и DAW, звуковые компоненты и саунд-дизайн, понятие звуковой плотности и мастерство переложения и стилистической интерпретации музыкальных произведений различной стилистики.
 
- «Продвигают» ли музыкальные учебные заведения своих выпускников, и можно ли трудоустроиться на студии после прохождения стажировки?
- Ещё один очень популярный двойной вопрос, который имеет несколько ответов. Для того, чтобы удостовериться, берёт ли учебное заведение на себя обязательство трудоустроить и популяризовать творчество своих (бывших/ ныне обучающихся) студентов, нужно внимательно читать контракт на обучение, который абитуриенту предлагается подписать перед началом обучения. В крупных вузах имеются отделы и даже департаменты по работе с выпускниками, судьба «продвижения» зависит в первую очередь от таланта, старательности и результатов, которые студент демонстрирует во время своей учёбы, равно как и от некоторого процента удачи или везения (попасть в нужное место в нужное время и договориться с нужными людьми). 
    Второй вопрос более относится к отрасли трудового права, и здесь тоже необходимо внимательно изучить текст договора о стажировке. Если в нём указано, что по результатам успешного прохождения периода стажировки кандидата могут зачислить в штат, то такая вероятность заложена компанией, предлагающей после стажировки трудоустройство. Никакой магии и волшебства! Терпение и труд, как говорится:) Само собой разумеется, лентяев и прожектёров «продвигать» никому не интересно, поэтому если человек ставит себе цель добиться хорошего карьерного роста в выбранной отрасли, при разумном планировании и инвестиции своего творческого потенциала, времени и сил он добьётся поставленной цели.
 
- «А как насчёт того, чтобы моя музыка звучала в кино?»
- Пишите! Показывайте всем! (в смысле, рассылайте письма в компании, в которых мечтаете работать - зазвучит!) Кто-то точно обязательно отслушает, и если Ваша музыка подойдёт по стилистике к проектам компании, Вами обязательно заинтересуются.
 
- Так сложно! Высокая конкуренция! Информационная асимметрия! Как же мне быть? 
- («кто бы меня продвинул вместо меня самого к моей заветной цели?») Работать и ещё раз работать над повышением собственного профессионального мастерства! Постоянно общаться с «инсайдерами» и быть в курсе последних событий индустрии! 
 
И в этом месте хотелось бы поставить точку по поводу психологии и профориентационной мотивации и начать серьёзно отвечать на вопрос 
 
«куда пойти учиться аранжировщику и композитору мультимедиа».
 
С весны 2016 года я познакомилась с инновационным международным образовательным проектом SET School www.set-school.ru . Концепция курсов Школы Искусств и Технологий SET отличается от всего того, что мне приходилось встречать на российском и мировом образовательном рынке, включая недавно появившуюся образовательную платформу Coursera. 
Полувиртуальный формат курсов Школы Искусств и Технологий подходит для работающих студентов и звукорежиссёров без профессионального образования, посвятивших годы практике работы на студиях. Образовательный процесс включает фазы практических занятий на студии с преподавателями и самостоятельное обучение теории и практике на Виртуальной Образовательной Платформе.
 
Возвращаясь к теме статьи. В России с января 2017 года начинается набор студентов на годичные программы профессиональной переподготовки
по специальностям «Аудио-инжиниринг» (с университетским сертификатом Германии)
и «Медиа-композиция» (также с университетским сертификатом Германии). Подробная информация об учебных программах доступна на сайте Школы Искусств и Технологий. 
Почему я рекомендую нашим российским студентам получать немецкое образование в Школе Искусств и Технологий? Есть несколько причин:
- высокое качество преподавания с использованием новейших образовательных технологий;
- гибкий график обучения и 12 модулей исключительно полезных ориентированных на практику студийной работы материалов, представляющих собой образовательный максимум того, что может музыкант узнать и научиться делать в аранжировке и медиа-композиции за год;
- лучшие преподаватели с многолетним практическим опытом работы в индустрии из России, Германии и Австрии;
- возможность студентам Школы Искусств и Технологий общаться со своими иностранными коллегами в Европе через форумы Виртуальной Образовательной Платформы и сделать своё профессиональное портфолио (шоу-рил) за время обучения на курсе;
- возможность студентам получить письменные рекомендации от педагогов, как в виде обратной связи на студенческие работы, так и в виде рекомендательных писем для предприятий-работодателей;
- возможность выхода на международный уровень и развивать карьеру композитора мультимедиа в Европе!
 
Ещё одна отличительная особенность курсов Школы Искусств и Технологий состоит в том, что наши студенты получают университетский сертификат, которые выдаются только в вузах Германии (и признаются на территории всей Европы!). Поэтому тем, кто уже сейчас задумывается о повышении профессионального уровня в аранжировке, очень рекомендую курс Медиа-композиция (Унив.).
 
 
Подать заявку на обучение можно через официальный сайт Школы Искусств и Технологий, в разделе «Контакты» указана почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
 
Надеюсь, статья Вам понравилась и ответила на основные вопросы об обучении аранжировке. Если так - ставьте «нравится» и делитесь с друзьями ссылкой на эту статью в социальных сетях:)
 
С наилучшими пожеланиями,
Ваш Композитор
Евгения Евпак