Как родился метод Мелодизации Оцифрованного Звука

Хочу поделиться с Вами одним открытием, которое случилось со мной во времена первого студенчества, на рассвете внедрения в музыкальный продакшн инструментов для коррекции вокала.

У вас бывало такое, что вы буквально входите в двери автобуса, и тут внезапно вас осеняет?

Для меня это вполне естественное явление.

В 2005 году, по дороге из института домой, я обсуждала с подругой один из предстоящих экспериментов, суть которого сводилась к записи нашего с ней диалога на мой новый цифровой рекордер. Эту запись я потом собиралась пропустить через компьютер и получить оцифрованные материалы для создания музыки из нашей речи. В то время мне ещё неведомы были принципы преобразования аналогового сигнала в цифровой. Тем не менее, эксперимент удался. Я имела представление о MIDI-технологиях в общих чертах, и в моём первом компьютере в тестовом режиме работал Celemony Melodyne. Он-то как раз и послужил технической базой нового музыкального изобретения.

Приехав домой, я проанализировала диктофонную запись с помощью плагина Melodyne, и - о, чудо! Интонационный контур речи был переписан программой на нотном стане в виде нот. Звучало это нечто достаточно странно: кроме основного тона программа фиксировала и рисовала на нотном стане всякие обертоны, субтоны, рудименты и прочие непотребности в виде мелкой длительности ноток значительно выше и ниже основного тона. Однако, присмотревшись, можно было легко заметить, что интонационные контуры участников диалога обретали свою мелодику, если убрать с них часть цифрового шума. Так я и сделала. "Остаток" от каждой мелодической линии анализировался по параметрам семантического соответствия высказыванию, и все интонационные контуры продолжали совпадать по основному тону с исходными записями речи. Эксперимент меня настолько увлёк, что я стала записывать речь своих друзей и превращать её в "музыку" с помощью плагинов-анализаторов абсолютной звуковысоты.

Серия опытов, проведённых в 2005-2006 гг. показала, что большинство участников эксперимента из числа моих студенческих друзей, кому предлагалось пропеть и проговорить скороговорки на русском и английском языках, проявляли тем больше способностей к чёткому произношению, чем более развит был их музыкальный слух. Всё больше я вдохновлялась открытием, сделанным осенью 2005 года на подножке автобуса.  

В ноябре 2006 г. вышел первый спектакль с применением метода Мелодизации Оцифрованного Звука - "Звезда над крышей" по мотивам пьесы Т. Долговой (реж. А.Алёшин); в сентябре 2012 г. я решила использовать метод в создании музыкального оформления к фестивальным короткометражным фильмам "ПУСТО" (реж. М. Румянцев) и "Сколько стоит любовь" (реж. М. Тумова).

Первые пробы применения метода МОЗ к созданию киномузыки дали на редкость положительные результаты - особенно ярко это проявилось в эпизоде встречи главного героя с бабушкой в фильме "ПУСТО" - реплика бабули "Семечки, кому семечки?" стала лейтмотивом фильма и органично совпала с тембром гармони. 

Этот же приём с мелодической интерпретацией оцифрованного звука я решила использовать при создании атмосфер и мелодических подкладов к фильму "Беги, милый, беги!" (2014), и вновь картинка фильма ожила засчёт удачно подобранной звуковысотности. 

Конечно, многие из читателей могут возразить, дескать, вычитание артефактов из нотной интерпретации интонационных контуров речи - дело хлопотное; тем не менее, любой технологический подход имеет свои плюсы, минусы и особенности. 

К особенностям метода Мелодизации Оцифрованного Звука относится органичная сочетаемость музыки, полученной с применением данного метода, и реплик актёров фильма. Если изучать возможности метода шире, можно выйти на новые горизонты, позволяющие в ином ракурсе рассматривать вопрос синестезии в психологии музыкального творчества и по-новому трактовать музыкальную интерпретацию художественного образа в кадре. И это лишь неполный перечень возможностей метода!

С методом МОЗ и его научным обоснованием, которое вскоре тоже станет доступно широкой публике, возможно объяснить феномены создания терапевтической релаксационной музыки и многих других явлений на стыке высоких технологий и тонкостей восприятия и интерпретации художественного образа...