Музыкальное оформление кино - Система образов в фильме "ПУСТО"

В последние годы жанр фестивального короткометражного кино активно набирает свою популярность. Обусловлено это, среди прочих факторов, экономической ситуацией в стране, возможностями участия работ молодых режиссёров в кинофестивалях, ростом интереса молодёжи к динамичности стилистики короткого метра. У данного жанра, как и у всех прочих киножанров, есть свои «законы» звукового оформления картины. Первое, чего следует добиваться, — это того, чтобы музыка не отвлекала внимания зрителя от сюжета кинокартины, но, в то же время, здесь не существует чётких критериев и процентного соотношения музыкального оформления к шуму или музыкального оформления к тишине. Некоторые режиссёры предпочетают оставлять свои творения вообще без музыки, и это их сознательный выбор. Дело вкуса. Но к качеству звука короткометражного кино надо подходить с той же тщательностью, что и в полном метре.

В сентябре 2012 г. завершилась работа над звуковым оформлением фильма Михаила Румянцева «ПУСТО». Удивительный дуэт созвучных художественных взглядов на звуковое решение фильма в случае картины «ПУСТО» один-единственный раз объединили меня с Мишей Румянцевым. Ощущение устойчивого творческого тандема — так я могу охарактеризовать те отношения, которые сложились у нас в работе над этим проектом. Стоило Михаилу предложить мне какую-нибудь идею, у меня тут же рождались музыкальные мысли с инвариантами, и достаточно быстро отбирались и утверждались саундтреки. Такое в киноискусстве бывает не часто, но на этот раз мне повезло.

Интересной была сама концепция образов. Передо мной как композитором и саунд-дизайнером стояла задача показать в звуковых образах две реальности: реальность офисной обыденности и сюрреалистический мир в сознании главного героя после употребления бабушкиных семечек. Тема семечек родилась также не случайно: аккордеонная мелодия с лёгкой референцией на «Песенку про зайцев» («… а нам всё равно») является лёгким намёком на то, что главного героя вскоре перестанут заботить суетность офиса и система ценностей планктонообразного менеджериата, с которым ему приходится соприкасаться бок о бок в кредитной конторе. Для достижения эффекта сюрреалистичности и комичности я продублировала «тему семечек» колокольчиками в момент сна главного героя на контрапункте с исполняемой в этот момент пионэром и псевдо-Лениным песни советских времён «Крейсер Аврора».

 

Кроме того, создать впечатление странности, неадекватности пришлось в сцене общения главного героя в кухне с его девушкой, когда герой только начал визуализировать речь и мысли окружающих. Так появилась тема букв, которая больше относится по производственной технологии к саунд-дизайну. Буквы в буквальном смысле «сыплются», слова блестят, звенят, и гавкают. И это «не в лоб», а комично и мультипликационно! Наплыв визуализирующихся мыслей людей в виде букв в следующей сцене отображает тревожно-агрессивная тема «Злобный город», которая заканчивается полной растерянностью главного героя, что подчёркивается элементами аранжировки.

В целом, если говорить о художественном своеобразии музыкального языка кинообразов, короткометражная комедия Михаила Румянцева «ПУСТО», на мой взгляд, вобрала в себя тонкую музыкальную иронию и не перегружена музыкой. Хотя изначально планировалось меньше музыкального материала. В этом конкретном случае изобразительная функция музыки в кинокартине «ПУСТО» явилась не показателем второстепенной роли «прикладной музыки», но органично дополнила режиссёрский замысел, придав фильму его неповторимый, запоминающийся звуковой облик.